?

Log in

No account? Create an account

ЖУРНАЛ "ГЛАГОЛЪ"

ПРОТОПРЕСВИТЕРА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСЕЕВА ТАВРИЧЕСКО-ОДЕССКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

Previous Entry Поделиться Next Entry
ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ, ГОЛУБЫЕ ГОЛУБИ (ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ) И ВИРУСЫ ЭКУМЕНИЗМА
vglagolv




Понятие ЦЕРКОВЬ имеет в Священном Писании Нового Завета несколько
значений:
1) как Единого общества уверовавших во Христа людей, основанного
и созданного Им. Отметим, что Ветхозаветный Израиль, исповедающий
веру в Иегову, - тоже назывался обществом (евр. еdah, qahal): (Лев. 8,3; 16,17;
Числ. 15,35; 14,10; 15,15; 2 Пар. 5,6) и проч., но Господь даёт понятию
религиозного общества новое значение – не от еврейского «кагал», а
от греческого – «экклесия»; подчёркивает его универсальность и
кафоличность.
2) Церковь – это и мистическое здание, основанное на Христе, как на
фундаменте, состоящем из живых камней (1Петр. 2,5), т.е. христиан.
3). Слово церковь употребляется и в значении местного (Деян. 8,1), или
поместного общества (общины) христиан – церкви (экклесии) в Иудее,
Галилее и Самарии (Деян. 9,31); церковь Кесарии (Деян. 19,22); церковь
Кенхрейская (Рим. 16,1).
4). Св. Апостол Павел называет Церковь «телом» - (soma) [1 Кор. 12,12].
указывая на её единство, на союз членов Церкви, соединённых единством
веры.
5). Есть ещё одно обозначение понятия ЦЕРКОВЬ: Церковь – это
дом живаго Бога (1Тим. 3, 15), молитвенное здание, где происходят
общественные богослужения православных христиан; другое его название –
храм. Он может быть каменным, деревянным и проч.; это кафедральный
собор, приходской или домовый храм. Он может быть великолепной
постройкой в различных архитектурных стилях, или располагаться в
скромном строении. В дни гонений на Церковь, её храмы, её церкви могут
размещаться в «катакомбах», т. е. в потаённых местах, в домах
благочестивых православных христиан (Кол. 4, 15; Фил. 1, 2). Так было в
Древней Церкви, гонимой языческим первым Римом; так было в
дни гонений на Православную Российскую Церковь в
коммунистическом третьем Риме; так, в некоторых местах, есть и сейчас…
Наша же задача состоит в том, чтоб осмыслить то, что как в дни гонений,
так и в дни мира и покоя, дом (жилище) православного христианина,
является как бы домашним храмом, где благочестивая православная
семья, составляющая из себя малую домашнюю церковь, совершает в нём
своё утреннее и вечернее молитвенные правила, молитвенно готовится
к участию в божественной литургии уже в своём общественном храме –
в приходской церкви. «Домашние церкви – это богослужебные собрания
известного семейства и дружественных этому семейству лиц в доме,
принадлежащем этому семейству» (Толковая Библия. 3. Новый Завет.
Петербург, 1911 – 1913. С. 517).
В жилище православного христианина, - в его домашнем храме, -
размещены святые иконы, перед которыми теплится лампада, находятся иные
священные предметы и принадлежности; в своём домашнем храме
православные христиане проводят дни праздников и постов, употребляют
праздничную или постную пищу. Таким образом, в жилище православного
христианина проходит не только его внешняя жизнь – отдых, воспитание
детей, т.е. жизнь семьи, но и жизнь молитвенная, духовная.
В дни гонений богоборцы направляли свои репрессии как бы по двум
векторам: внутреннему и внешнему: внешний вектор гонений был направлен
на разрушение церквей – домов Божиих: их взрывали, сносили с лица
земли, оскверняли, превращали в отходные места, склады, клубы.
Внутренний вектор был нацелен на уничтожение в христианах самой
веры – разрушался духовный храм Божий в человеке. Вы храм Божий, и Дух
Божий живёт в вас, - говорит Господь; … ибо храм Божий свят, а сей
храм вы. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго
Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1Кор. 3, 16, 17; 6, 19).
Эти репрессии имели различные формы: от административных акций
до физических уничтожений стойких исповедников веры; православного христианина могли оклеветать, обвинить в антигосударственной
деятельности, заключать в лагеря, отправлять в ссылки, помещать в
психиатрические клиники, подвергать обструкции.
Репрессии богоборцев были направлены и на разрушение домашней
церкви – православной семьи. Семья рассекалась. Один, а то и оба супруга
вступали в коммунистическую партию; дети вступали в пионерскую
организацию и комсомол, что наблюдалось даже в семьях православных
священников Московского патриархата, за исключением истинно-
православных христиан, укрывавшихся в потаённых общинах. Пожилые
члены семьи не могли открыто исповедовать свою веру; иконы прятались в
шкафы или сундуки; детей крестили тайно: жена скрывала крещение ребёнка
от мужа, а иногда и муж от жены; родителей и восприемников преследовали
и подвергали административным мерам наказания. Всё это вызывало зачастую
раздоры в семье, нарушалось семейное благополучие и сбывались слова
Спасителя: И враги человеку домашние его (Мф. 10, 36).
Кто-то может напомнить мне избитую фразу: «зачем ворошить
прошлое»; сейчас наступили дни благоденствия; воссоздаются и строятся
храмы, золотятся купола, восстанавливаются монастырские комплексы.
Церковь, имеется в виду РПЦ, управляемая Московской патриархией в
доброй симфонии с государством; чего же ещё? Всё было бы так, да
не совсем так…
Написать эту статью меня побудило скромное (не циркулярное)
высказывание известного в МП иерарха, митрополита Илариона (Алфеева),
в котором глава ОВЦС напомнил подведомственному духовенству, что РПЦ
допускает возможность смешанных браков между христианами разных конфессий. «Основы социальной концепции» допускают смешанные браки,
но не все священники следуют рекомендации», - сетует митрополит, говоря
об этом в Москве на заседании Христианского межконфессионального
консультативного комитета стран СНГ и Балтии. Он признался, что ему часто
приходится сталкиваться с жалобами верующих, которым священники
отказывают в венчании с представителями других конфессий.
В этом пожелании-инструкции, как и в самих «Основах социальной
концепции», заложена операция по внедрению в домашние церкви –
основные жизнедеятельные клетки церковного тела, - разрушительных
вирусов. Если в эпоху развитого социализма православная семья «болела»
марксистко-ленинской идеологий и атеизмом, то в эпоху развитого
экуменизма православная семья (домашняя церковь) может быть
поражена вирусом идеологии еретической, т.е. не православной.
Как же смотрят на христианский брак св. Каноны и Отцы Церкви? «Важное условие для признательности действительности брака –
единство религии. (…) Слова апостола Павла: Не преклоняйтесь под чужое
ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием?
Что общего у света со тьмою? (2 Кор. 6, 14), древние христианские
писатели и Отцы Церкви (Тертуллиан, св. Киприан, блаж. Феодорит, блаж.
Августин) находили имеющими отношение и к браку между верными
и неверными. Тертуллиан называл брачную связь с язычниками блудом
и считал справедливым отлучать христиан, вступивших в брак с язычниками, от церковного общения. Древняя Церковь запрещала и
браки православных с еретиками: «Не должно церковным, без разбора,
совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (10 прав. Лаод.
Соб). Эта норма повторена и в 72-м каноне Трульского Собора:
«Недостоит мужу православному с женою еретическою браком
совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком
сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное
кем-либо, брак почитати не твёрдым, и незаконное сожитие расторгати.
Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею
волка, и с частию Христовою жребий грешников. Аще же кто
постановленное нами преступит, да будет отлучён» (Цыпин Владислав,
прот. Церковное право. 1996. С. 353 – 354). О необходимости в
православной семье единства веры, Зонара писал: «Правоверие да будет
ими соблюдаемо предпочтителнее», ибо если родители, будучи неверными
или зловерными, привлекают своих детей в неверие или ересь, то должно
бегать их и правоверие ставить выше почтения к ним» (Там же. С. 359).
На обручении жениха и невесты Церковь молится, чтоб брачующиеся
сохранились «в единомыслии и твёрдой вере»; в «мире и единомыслии»; «в
вере единомыслии и истине». На венчании: «даждь им единомыслие душ и
телес»; «сопрязи я в единомыслии» (Требник).
Есть мнение, считающее, что брак с иноверными – римско-
литинянами (римо-католиками) и протестантами всё же можно
венчать, только иноверный должен дать венчающему брак священнику письменное свидетельство в том, что неправославная сторона не будет
препятствовать воспитанию детей в православной традиции. Это мнение
основано на том, что в Православной Российской Церкви с 1721 года
«стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и
армянами. Согласно уставу Духовной Консистории (ст. 27), в таком
случае вступающие в брак берут на себя обязательство давать детям
православное воспитание» (Цыпин. Указ. соч. С. 354).
Против этого можно возразить следующими доводами. Представим, что
некий священник РПЦ МП, по благословению своего архиерея, в данном
случае митрополита Илариона (Алфеева), а следовательно и Святейшего, в
нарушение канонических правил совершит таинство Брака, скажем,
православного с римско-латинянином (римо-католиком) или баптистом.
Молодая семья, живёт в скромной однокомнатной квартире. Православный
супруг (супруга) разместит в комнате православные образа; католик в
изголовьи постели повесит латинский крыж (1); супруг-баптист развесит
плакат с евангельскими стихами. Таким образом домашний храм внешне
превратится в экуменическую часовню, что православному должно быть
неприемлемо, и ему, сохраняя мир в семье, надо идти на компромисс
(уступку) в своей вере. Далее. В воскресный день один супруг отправится
в церковь, другой в костёл или в собрание, но предварительно каждому надо
помолиться дома. Значит одному надо молиться в комнате, другому в
кухне, каждый в своём уголке; таким образом домашний храм опять же
превратится, в экуменическую часовню.
А как соблюдать православному длительный пост, готовить скоромную
пищу, если другая половина его не соблюдает?
Я совсем не хочу идеализировать нарисованную выше картину, которая,
несколько, далека от реальности. Большинство молодых людей, венчающихся
церковным Браком, православные только формально: не соблюдают
молитвенное правило, храм посещают в редких случаях; не исповедаются и
не причащаются, да и само таинство воспринимают всего лишь как красивый
обряд, а не великую тайну, - Таинство, что ведёт к частым разводам. Это
состояние, так называемой, теплохладности, и заранее готовя жениха и
невесту к Таинству Брака, и к жизни в православном Браке, Церковь, в лице
её пастырей, должна озаботиться, чтоб они были активными членами Церкви,
своего приходского храма, созидая и охраняя свою домашнюю церковь, а не
быть «захожанами», «мимохожанами», «годовиками», или «теплохладными».
Церковь должна миссионерствовать и учительствовать в православной
семье, наполнять её жизнь православной духовностью, которая
достигается «…через совместное участие членов семьи в церковной жизни,
особенно в Таинствах Крещения, Покаяния, Причащения» (Цыпин. Указ.
соч. С. 359).
К сожалению, происходит обратное. Таинство Брака, совершаемое в
храмах Московской патриархии проходит, зачастую, с грубыми
нарушениями Канонического права. Брачующиеся предварительно не
приступают к Таинствам Исповеди и Св. Причастия, хотя существует
прямое указание совершать Венчание «после литургии, за которой жених и
невеста причащаются Святых Таин» (Настольная книга
священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 297); священники не ведут брачный обыск, в котором должны предварительно рассмотреть, исследовать и
заверить своей подписью, что нет препятствий к заключению Брака, -
абсолютных или условных, на что есть прямое указание: «Священнику,
прежде чем совершить венчание, следует выяснить, нет ли церковно-канонических препятствий к заключению церковного Брака между данными
лицами» (там же); венчают по несколько пар «одновременное венчание
нескольких пар никогда не дозволялось» (там же), а, иногда, и в дни
субботние «не принято венчать браки в субботу» (там же).
Расторжение церковного Брака в Православной Церкви фактически
недопустимо, за исключением некоторых отдельных случаев. В Московской
патриархии супругов разводят («развенчивают») по благословению
епархиального архиерея, а иногда и секретаря епархии, что может привести
к получению мзды.
Итак, в РПЦ МП на православную семью, по халатности священников,
надвигается, с одной стороны, индеферентизм в вере, т. е. равнодушие,
безразличие, а с другой, – при случае венчания с иноверным, по
архипастырскому благословению митрополита Илариона, а может и других
архиереев МП, в семью может вторгнуться экуменический прозелитизм одного из иноверных супругов, поглощение православности, утрата единства
духа.
А воспитанией детей? Пусть ребёнок будет даже формально крещён в
Православной Церкви, но его надо воспитывать тоже православным, а сможет
ли мать католичка или баптистка, отец реформат или лютеранин
поддерживать в ребёнке православное настроение, не мешать возрастанию
младенца или отрока в православном храме, участию в православных
праздниках, обучению в церковно-приходской школе.
Кажется совершенно невозможно осмыслить то, когда высокий
духовный сановник призывает православных христиан вступить в духовное
прелюбодейство, ведущее к гибели души. Впрочем, подобное заявление
вышеназванного иерарха совсем не удивительно, поскольку он сам является
экуменистом, признающим латинян своей сестрой, монофизитов –
восточно - православными, а протестантов – инославными. Экуменизм
вторгается в православную семью, и можно только отдать честь тем
патриархийным пастырям, которые отказывают в венчании духовно
смешанных пар, которые, возможно, крестят полным погружением,
сохраняют в богослужении церковно-славянский язык, не реформируют
по своему личному произволу богослужебные чины (ектения об оглашенных),
сохранят святоотеческий церковный календарь и не приблизят свои уста
к папской туфле.
Молодым православным христианам можно пожелать строить свою
семейную жизнь с подражания православным святым, которые были
истинными создателями и хранителями семьи, примером чему служит
Брак Царственных Мучеников Николая и Александры. Цесаревич
Николай Александрович не связал брачные узы с отказавшейся принять
православие католичкой Еленой из рода Бурбонов; не связал он брачные узы
и с протестанткой Маргаритой Прусской. Избранница Николая,
принцесса Алиса Гессен-Дормштадтская, утверждённая в Православии
протопресвитером Иоанном Янышевым, 21 октября 1894 года приняла
Православие. «Чин присоединения её к Православной Церкви совершил
всероссийский пастырь Иоанн Кронштадтский» (Житие, пророчества,
акафисты и каноны святым царственным мученикам. 2005. С. 8). 14
ноября состоялось Таинство Брака между Николаем и Александрой.
Эта семья воспитала православными своих детей и запечатлела
православную веру мученической кровью.
Следует всегда помнить, что рядом с любовью к мужчине и женщине,
– с любовью земной, стоит, по одну сторону похоть плоти, похоть
очей… которые не есть от Отца, но от мiра сего (1 Иоан. 2, 16), т. е.
похотливое вожделение (Мф. 5, 28), переходящее в страсть, широко
популяризаруемые средствами массовой информации такими
технологиями как пропаганда эротики и секса, «днями объятий»,
«днями поцелуев» и проч., а с другой, стоит – любовь ко Христу и Его
Святой Церкви. Пусть делают выбор, пусть борются за свою любовь,
пусть обращают своих избранников к истинной православной вере, пусть решают с пользой для своей души, может быть, подчас,
нелёгкую задачу жизни православного христианина в секуляризованном
мире, скатывающемуся к антихристианскому глобализму.
В своём обращении к патриарху Кириллу группа мирян РПЦ МП отметила: «Церковь Христова воспрещает смешанные браки православных христиан с
инославными (читай с иноверными). Так как таковой союз лишается его
главного свойства – духовного единства во Христе, тем самым
уничтожается Таинство Брака, предполагающее общую веру. Главным
руководством по этому вопросу является 72-е правило Трульского Собора,
10-е правило Лаодикийского Собора. Все вопросы проведения венчания,
расторжения брака и препятствия к заключению брака установлены
канонами Православной Церкви, которым мы, православные христиане,
должны следовать и не пытаться их изменять».
Каноны Святой Православной Церкви для высшей иерархии Московской
патриархии, как видим, уже ничего не значат.